Размер шрифта!
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
Важные уведомления. Что-бы скрыть уведомление нажмите кнопку "Прочитано".

Воспитание и развитие детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет)

Разбираемся в главном

Как проявляется и в чем смысл кризиса 7 лет?

Какие изменения в психическом развитии происходят в период дошкольного возраста?

Что важно не упустить?

Каковы главные отличительные особенности представлений детей о мире?

Как правильно формировать и развивать личность ребенка?

Почему в дошкольном возрасте важна познавательная активность, любознательность?

Как их формировать?

Какие психологические трудности наблюдаются у детей дошкольного возраста?

Какую роль в психическом развитии играют рисование, лепка, конструирование, слушание сказок?

Как ребенок учится регулировать свое поведение и управлять им?

Как формируется послушание?

Основные понятия

Развитие – процесс формирования личности, связанный с качественными изменениями психики человека. Детская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков в детских видах деятельности, соответствующих возрастному этапу развития ребенка. 

Социализация – процесс вхождения ребенка в социальную среду через овладение имеющимися социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и компетенциями. 

Эгоцентризм – особенность мышления, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения. Ребенок не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляются. 

Воображение – способность к перекомбинированию образов. 

Произвольность поведения – способность осознавать и управлять своим поведением, преодоление побудительной силы ситуативных воздействий и стереотипных реакций, становление способности определять свои действия и управлять ими. 

Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. 

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. 

Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей

 – информационные сайты, форумы, родительские собрания, групповые и детей индивидуальные консультации: «Особенности психического развития дошкольного возраста», «Индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста», «Факторы риска в развитии психики детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка игре», «Значение рисования, конструирования, лепки в психическом развитии ребенка», «Как развивать способности ребенка в дошкольном возрасте», «Основы психологического благополучия ребенка дошкольного возраста», «Условия успешного формирования личности и характера ребенка дошкольного возраста», «Как формировать послушание у детей дошкольного возраста»;

 – педагогические гостиные и групповые консультации: «Значение границ для ребенка», «Как помочь тревожному и замкнутому ребенку?», «Детская истерика. Способы управления истерикой у ребенка», «Как помочь ребенку проявить интерес к занятиям в ДОО». 

 Центральной линией психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование способности регулировать поведение в соответствии с нормами, правилами поведения, выполнение которых требует социальная среда, то есть формирование регуляторных основ психики. В дошкольном возрасте закладываются основы успешной социализации, коммуникации, основы развития личности. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является память. Мышление ребенка опирается на способность оперировать образами и представлениями, которые есть в памяти. Важно расширять кругозор, знакомить ребенка с разными сторонами действительности. За счет возможностей образного мышления, 92 ребенок может представлять и думать о том, чего нет здесь и сейчас, преодолевать зависимость поведения от ситуации и эгоцентризм детского мышления. 

 Все виды деятельности ребенка, включая игру, рисование, конструирование, лепку представляют собой формы познания, формы наглядного моделирования действительности. В продуктивных видах деятельности ребенок моделирует предметы и явления окружающего мира, что способствует формированию первой целостной картины мира, схематического мышления, элементов логического мышления и творческих способностей. Ребенок познает мир человеческих отношений, моделируя их в игровой форме. В условиях игры регуляторные возможности психики ребенка возрастают в разы, так как в любой роли, отображающей социальные функции человека в обществе, скрыт ряд правил, которым ребенок начинает подчинять свое поведение. Например, выполняя роль врача, ребенок должен иметь «пациента», должен «лечить», «заботиться о больном». 

Ребенок накапливает представления о своих умениях и навыках. На основе собственного опыта формируется самосознание и уверенность в своих силах, высокая самооценка. 

Ведущими психологическими потребностями, определяющими успешное развитие личности, является потребность в самовыражении (ребенок отвечает на вопрос «что я умею, что я могу») и потребность в самоутверждении, предполагающей желание ребенка соответствовать нормам и правилам, ожиданиям взрослых («желание быть «хорошим»). 

 Данный возраст является крайне благоприятным для формирования нравственных норм и правил. Важно сформировать у ребенка положительное отношение к нормам щедрости, честности, справедливого распределения. Важно формировать и поощрять любознательность ребенка, пытливость ума, познавательный интерес, поддерживать ребенка в его попытках изучить и понять мир. 

 Познавательный интерес в дошкольном возрасте можно рассматривать как качество, определяющие потенциал умственных способностей и показатель развития личности. 

 Коммуникативная компетентность в общении со взрослыми и сверстниками определяется способностью общаться в соответствии с ситуацией, то есть, ребенок может проявлять интерес и при познавательном, деловом, личностном общении. 

 Детское сообщество является носителем детской субкультуры, объединяющей систему ценностей, установок, способов деятельности и форм общения в рамках данной конкретно-исторической ситуации развития. 93 Детская субкультура выполняет важную роль социализации, дает опыт освоения трудных жизненных ситуаций в доступной для ребенка форме. 

 Итогом развития личности выступает способность к регуляции поведения. Социально значимые мотивы («надо») могут управлять личными мотивами («хочу»), ребенок может принимать сложные инструкции взрослого, действовать согласно правилам и реализовывать целостные формы поведения. Способность к регуляции поведения, высокая любознательность и умение действовать по правилу определяет успешность обучения в школе. 

 В конце дошкольного возраста родители сталкиваются с проявлениями кризиса 7 лет. Достижения в разных видах деятельности, в познавательной сфере, опыт эмоциональных переживаний и способность управлять своим поведением способствуют потере непосредственности. Например, через кривлянье и манерничанье, ребенок учится показывать в поведении то, чего он на самом деле не чувствует. Данная способность дает возможность разделять внутренний мир и внешние формы поведения, управлять своим поведением, видеть себя «со стороны». Наряду с проявлениями трудновоспитуемости, упрямства, капризов, непослушания, появляются такие новые формы поведения как самостоятельность, интерес к своему внешнему виду, разговоры о школе. 

 К факторам риска относятся такие особенности нервно-психического развития ребенка как сниженная или повышенная возбудимость нервной системы, повышенная эмоциональность, ранимость, трудности в общении со взрослыми и со сверстниками, сниженный познавательный интерес, а также требования взрослых, построенные без учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. 

 Основным признаком потенциальной одаренности ребенка дошкольного возраста выступает высокая любознательность, ненасыщаемая познавательная потребность, самостоятельность, инициативность, творческие способности в разных видах деятельности, в игре.