Размер шрифта!
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
Важные уведомления. Что-бы скрыть уведомление нажмите кнопку "Прочитано".

Воспитание и развитие детей в младенческом возрасте (от 2 месяцев до 3 лет)

Разбираемся в главном
 Адаптация... Возможно ли навредить младенцу излишним вниманием?
 Как понять, что младенец правильно развивается?
 Что самое важное для развития в раннем возрасте?
 Как воспитать в ребенке самостоятельность?
 Нужны ли друзья в раннем возрасте?
 Как понять, готов ли ребенок к приучению к горшку?
 Что нужно для полноценного развития ребенка?
 Основные понятия

Младенчество – период от 2 месяцев до 1 года. 

Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция ребенка, обращенная к взрослому. Непосредственно-эмоциональное общение – форма общения между взрослым и ребенком, содержание которого составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживания, объятий), звуков, слов. 

Госпитализм – нарушения психического и физического развития, возникающие в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных и тактильных контактов. 

Депривация – сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности, психофизиологические или 81 социальные. 

Эмоциональная депривация – разновидность психической депривации, заключающаяся в недостаточности, бедности или полном отсутствии эмоциональных контактов с людьми. 

Депривация потребностей ребенка – процесс эмоционального и психологического обеднения ребенка, вследствие отрыва ребенка от матери. 

Ранний возраст – период от 1 года до 3 лет. 

Предметная деятельность – деятельность, связанная с овладением общественно-выработанными способами действия с предметами. 

Сотрудничество – процесс совместной деятельности для достижения общих целей. 

Сотрудничество детей и взрослых – совместная деятельность ребенка и взрослого. 

Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей

 – семинары-практикумы: «Народный фольклор как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»; 

 – консультации: «Игра в жизни ребенка раннего возраста», «Семейные факторы, влияющие на процесс физического и психического развития детей раннего возраста», «Игрушки, физическая и психологическая безопасность детей», «Роль семьи в обогащении и активизации словаря детей раннего и дошкольного возрастов», «Сенсорно моторное развитие детей раннего возраста», «Приобщение к искусству детей раннего и дошкольного возрастов»; 

 – игровые практикумы: «Игра как средство речевого развития детей раннего возраста», «Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях семьи»; 

 – мастер-классы: «Изготовление нетрадиционного оборудования для сенсорного развития детей раннего возраста», «Важны для нашей крошки – ладушки-ладошки» (о развитии мелкой моторики детей раннего возраста), «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми раннего возраста в условиях семьи», «Сенсорное развитие детей в домашних условиях», «Шесть чувств. Сенсорное развитие детей на улице, на даче», «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких», «Запуск речи. Развитие речевого дыхания», «Развиваем речь с мамой», «Игры на развитие речи. Задержка речевого развития», «Мелкая моторика и речь детей с речевыми нарушениями», «Развитие речи в первые годы 82 жизни ребенка», «Использование потешек в повседневной жизни ребенка». 

Младенчество (от 2 месяцев до 1 года) 

Родившийся ребенок, являясь физически беспомощным существом, полностью зависит от мамы, с которой существует тесная психологическая и физическая связь. Единственным средством, обеспечивающим все потребности младенца и создающим условия для его существования, является взрослый (кормит, дает предметы, перемещает в пространстве и др.). 

Главная потребность ребенка в младенчестве – потребность во внимании взрослого. Эмоционально отзывчивый и чуткий взрослый является основным условием благополучного развития на данном этапе. Процесс обмена положительными эмоциями между матерью и ребенком создает ощущение безопасности и комфорта, от которого зависит и физическое и психическое развитие. Младенец изо всех сил с помощью вокализаций и движений привлекает внимание взрослого, ждет от него ответных эмоций и выражает огромную радость в ответ на внимание. Общение имеет непосредственно эмоциональный характер. 

Большое значение для развития малыша имеет грудное вскармливание, в процессе которого создается идеальная ситуация для формирования тесной эмоциональной связи между матерью и ребенком. Это формирует основу для появления у ребенка чувства безопасности и уверенности. Кроме того, грудное вскармливание – это серьезная физическая активность для ребенка. В процессе сосания тренируются мышцы артикуляционного аппарата, от которых, в дальнейшем, будет зависеть звукопроизношение. 

В результате заботливого и эмоционально положительного отношения матери к ребенку в первые недели жизни, примерно в 4-6 недель появляется первая социальная реакция ребенка, выраженная в радостном поведении на взаимодействие с близким взрослым. Младенец поворачивает головку в сторону его шагов, ищет глазами, останавливает взгляд на лице мамы, замирает и вслушивается в звуки голоса, оживленно двигает ручками и ножками, издает радостные звуки. Такая реакция удовольствия в ответ на воздействия взрослого получила название «комплекс оживления». Его появление является показателем благополучного развития ребенка и говорит о желании и готовности активно взаимодействовать с людьми. 

К концу младенчества у малыша появляется важное новообразование возраста – привязанность к близкому взрослому. Ребенок начинает узнавать и выделять среди остальных людей маму (или того, кто в первую очередь заботится о нем). 

Эмоционально близкий, заботливый, чуткий и отзывчивый взрослый в этом возрасте является условием как психического, так и физического развития ребенка. 

Младенец начинает активно осваивать мир. В первом полугодии жизни это связано с хватанием и ощупыванием различных предметов. Целенаправленные хватательные движения – акт хватания – у большинства детей появляются в 4-5 месяцев. Первоначально они возникают в совместной деятельности ребенка со взрослым и организуются взрослым. Практикуясь, ребенок становится все более самостоятельным и уже сам начинает хватать интересующие его предметы и осуществлять доступные ему манипуляции. Это первые проявления познавательной активности. 

Учитывая тесную связь психического и физического развития в первом полугодии жизни, большое внимание необходимо уделять развитию движений. В этом возрасте именно способность передвигаться в пространстве и действовать с предметами дает возможность ребенку получать информацию об окружающем мире. 

Во втором полугодии общение взрослого с ребенком становится более предметным, то есть игрушки и различные предметы становятся поводом для общения, центром взаимодействия с ребенком. Это вдет к расширению возможностей познавать окружающий мир. 

В процессе активных практических действий с предметами и перемещением в пространстве к концу первого года у ребенка складывается представление о себе как субъекте практической деятельности. Появляется «образ себя» – ребенок начинает узнавать себя в зеркале. 

Во втором полугодии ребенок садится, встает и начинает ползать. Он может увидеть и достать то, что раньше было недоступно. 

В это время начинается подготовка к появлению активной речи – развивается фонематический слух, появляется лепетное говорение. Поэтому важным условием развития становится насыщенная речевая среда, которая стимулирует ребенка на общение с помощью речи. И хотя в большей степени ребенок реагирует на интонацию взрослого, постепенно содержание речи обретает для него смысл – слова закрепляются за предметами и действиями. 

Возросшие возможности ребенка дают ему возможность стать более самостоятельным в желаниях и действиях. Взрослый вынужден менять свое поведение – для ребенка появляются неизбежные запреты и ограничения. Стремление ребенка к независимости и все еще объективная зависимость от взрослого приводят к появлению кризиса 1 года. 

Для того чтобы ребенок ощущал себя самостоятельным, появляется потребность в положительной оценке своих действий взрослым. Ребенку теперь нужна не просто эмоциональная поддержка, а отношение к его конкретным действиям и успехам. 

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

 В этом возрасте продолжается развитие ребенка, но условия этого развития претерпевают некоторые изменения. 

Основной и главной особенностью раннего возраста является ситуативность поведения ребенка, то есть поведение ребенка зависит от того, что происходит здесь и сейчас. Малыш находится во «власти» предметов и вещей, которые его окружают и вызывают большой интерес. Так, если попросить малыша принести какую-нибудь вещь из соседней комнаты, его можно долго ожидать, поскольку с большой вероятностью его заинтересует какой-то иной предмет или вещь. Постепенно, к концу раннего возраста ситуативность исчезает, но проявляется она во всем, что связано с ребенком раннего возраста. 

Кроме этого, своеобразие поведения малыша в этот возрастной период выражается в ярко выраженной аффективности: эмоции ребенка ситуативны, легко и бурно проявляются, легко и быстро могут измениться на противоположные. 

Эти особенности отчасти объясняют легкую переключаемость ребенка, отвлекаемость, что используется взрослыми при проявлении ребенком негативных эмоций, плаче и капризах. 

В раннем возрасте взаимодействие взрослого и ребенка начинает приобретать характер совместной деятельности, которая преимущественно направлена на освоение малышом окружающих предметов и способов их использования. Взрослый обучает и показывает ему, как есть ложкой, надевать ботинки и носки, пить из чашки и мыть руки, как собирать пирамидку, как играть с мячиком (например, катить), складывать башенку из кубиков и др. Самостоятельность ребенка постепенно повышается, что приводит к разрешению проблем кризиса первого года и способствует реализации потребности малыша быть независимым. 

Деятельность ребенка по освоению предметного мира (предметная) становится ведущей. Именно в ней формируются основные новообразования и важные качества, развиваются психические процессы. 

В первую очередь интенсивно развивается восприятие – основной познавательный процесс этого возраста, определяющий формирование и развитие всех познавательных процессов. Восприятие помогает ориентироваться ребенку в различных свойствах предметов, главными из которых являются форма и величина – те свойства, с которыми, в первую очередь, сталкивается ребенок в предметном мире. Ребенок осваивает культурные названия этих качеств (цвета, величины, размера: большой и маленький). 

Раннее детство является начальным периодом развития наглядно действенного мышления. Окружающий мир в его взаимосвязях и зависимостях познается ребенком раннего возраста посредством действий с предметами и экспериментирования с ними. В процессе взаимодействия с предметами дети выделяют наиболее существенные и общие признаки, связи и зависимости. Например, ребенок понимает, что катиться может любой мячик, а кубик не катится. 

Важнейшим новообразованием раннего возраста является речь. Сначала она выполняет функцию общения, прежде всего, со взрослым. Указательные голосовые жесты («первые слова») помогают малышу передать впечатления и выразить желания. А первые настоящие слова появляются в рамках совместной деятельности со взрослым, как правило, когда ребенку нужно что то попросить. В середине второго года жизни резко начинает расти словарь ребенка и повышается интерес к речи. На третьем году ребенок осваивает грамматическую структуру языка: связи слов в предложении, падежи, предлоги, союзы и др. 

Совместная деятельность со взрослым и развитие речи приводит к появлению первой формы произвольного поведения, которое определяется выполнением инструкций взрослого (дай, положи, вставь и др.). 

В раннем возрасте начинает формироваться взаимодействие со сверстниками. Но оно довольно специфично и осуществляется как эмоционально-практическое, то есть в начале второго года жизни дети проявляют интерес друг к другу, а к концу – стремятся привлечь к себе внимание сверстника, продемонстрировать свои игрушки и успехи. И только на третьем году жизни у ребенка появляется чувствительность к отношению к нему сверстника. Общение малышей друг с другом непосредственное, раскованное, эмоционально насыщенное. Часть можно наблюдать зеркальное отражение действий и движений партнера по взаимодействию. «Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности» (Е.О. Смирнова). 

Успешное освоение ребенком в раннем возрасте предметного мира приводит к тому, что малыш начинает выделять себя и отделять от взрослого, становится психологически менее зависимым от родителей. В речи часто начинает использоваться местоимение «Я». У ребенка появляется чувство «Я сам», «Я могу» и т.д. К концу раннего возраста появляется такие новообразования как самооценка и сознание «Я сам». Ребенок стремится «быть хорошим» и гордится своими достижениями в предметной деятельности. 

Резкое стремление ребенка в конце раннего возраста к самостоятельности и независимости означает наступление начала кризиса 3 лет, который знаменует завершение одного возрастного этапа и начало другого – дошкольного возраста.