Воспитание ребенка с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов
Разбираемся в главномКакие условия должны быть созданы в детском саду для ребенка с ОВЗ / ребенка-инвалида?
Как узнать о том, чем заниматься с ребенком дома?
Что такое индивидуальный образовательный маршрут ребенка?
Как правильно формировать и развивать личность ребенка с ОВЗ / ребенка-инвалида?
Что делать, если воспитатель заметил, что в группе сложились нездоровые отношения между нормативно развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ / ребенком-инвалидом?
Если ребенку по заключению ПМПК положен тьютор или ассистент, кто ему его предоставит?
Сколько должно быть детей в группе, если в ней есть дети-инвалиды и дети с ОВЗ?
Достаточное ли количество занятий проводится с нашим ребенком в детском саду?
Основные понятия
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и / или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Статус «ребенок с ОВЗ» присваивается ПМПК.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Статус «ребенок-инвалид» присваивается бюро медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ), такой ребенок имеет документ – индивидуальную программу реабилитации и абилитации (далее – ИПРА). Ребенок-инвалид может не являться ребенком с ОВЗ.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и / или психическом развитии и / или отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Психолого-педагогический консилиум организации (далее – ППК) – одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких воспитанников, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических индивидуального средств пользования, обучения предоставление коллективного услуг и ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – документ, в котором перечислены все медицинские, профессиональные и иные мероприятия, на которые человек с инвалидностью вправе рассчитывать, а также услуги и технические средства, которые он вправе получить.
Ребенок, который имеет статус «инвалид», не всегда может иметь статус «ОВЗ» и наоборот.
Коррекционно-развивающая работа в ОО – устранение отклонений в психическом и личностном развитии ребенка, работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности. Коррекционно развивающая работа должна носить целостный характер, ориентироваться на развитие личности и психического мира ребенка в целом.
Междисциплинарная команда – группа людей с дополняющими друг друга навыками, объединенных одной целью, общими задачами, для реализации которых команда поддерживает внутри себя взаимную коллективную ответственность за результативность проведенных мероприятий. Междисциплинарная команда может состоять из специалистов различных специальностей или предметных областей (педагог-психолог, педагог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, педагог дефектолог, тьютор, социальный педагог и другие специалисты).
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей
– консультативные формы работы с родителями детей с ОВЗ; Консультации можно оказывать очно, а можно организовать общение через мессенджеры и социальные сети (форумы, чаты, разделы на сайте ДОО, индивидуальные сайты, странички педагогов, специалистов) с целью дать родителям необходимую информацию о ребенке и его обучении и воспитании, методах и приемах, а также с целью выстраивания партнерского взаимодействия с ДОО.
Цели и задачи консультативных работ:
✓ повышение педагогической культуры родителей;
✓ информирование родителей о нормативно-правовых аспектах воспитания и обучения ребенка в образовательной организации, его правах, возможностях, условиях воспитания и обучения;
✓ выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка;
✓ обсуждение хода коррекционной работы;
✓ донесение до родителей того, что семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-восстановительного процесса;
✓ разъяснение «домашних заданий», которые дают специалисты междисциплинарной команды ребенку;
✓ ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе;
✓ предоставление информации, ориентированной на запрос родителей о том, с какими статьями, сайтами полезно ознакомиться, вебинары каких специалистов послушать;
✓ активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей и детей.
– обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
✓ индивидуальные занятия «ребенок – педагог – родитель» или как «педагог – родитель» – просмотр видео с целью обучения родителей тому, организовать ознакомление родителей образовательный процесс дома; с воспитательными приемами, необходимыми для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка.
В ходе занятий родители увидят то, как занимаются с ребенком педагоги, какие требования предъявляют, увидят успехи и неудачи ребенка, способы выхода из сложных ситуаций;
✓ групповые формы взаимодействия; Родительские лектории, тренинги, обмен опытом в рамках родительских клубов, родительских сообществ (очно и в дистанционном формате) с целью получения информации, выработки педагогических навыков, единого и адекватного понимания проблем ребенка, обмена опытом. Привлечение родителей в качестве консультантов других семей, мультимедийные презентации, информационно-методические ресурсы для родителей (каналы в различных мессенджерах, сайты и др.).
Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-восстановительного процесса. Важно, чтобы родители отрабатывали и закрепляли навыки и умения у детей, сформированные специалистами.
При выборе тем можно ориентироваться на запросы самих родителей:
✓ как проще и удобнее пройти ПМПК, оформить необходимые документы или льготы;
✓ особенности детей с ОВЗ, их потребности;
✓ гармонизация семейных детско-родительских отношений;
✓ особенности взаимоотношений с ребенком в зависимости от нозологии, особенности его развития, обучения;
✓ социально-правовая поддержка семей воспитанников;
✓ проблемы личностного развития и поведения, общения детей в коллективе;
✓ формирование основ здорового образа жизни ребенка в семье;
✓ как повысить интерес ребенка к занятиям;
✓ как и чем заниматься с ребенком дома и на улице;
✓ как реагировать на замечания других родителей;
✓ как отвечать на «каверзные» вопросы, которые задают другие дети или взрослые о состоянии здоровья или особенностях поведения особого ребенка.
Важно создать комфортную атмосферу при общении на встречах, разработать правила поведения и общения в клубах, в сообществах, при проведении лектория, дискуссий.
– родительские собрания общие и групповые с целью обсуждения с родителями задач, содержания и форм работы с детьми в саду и дома; решения текущих организационных вопросов.
На общих и групповых собраниях важно обсуждать вопросы, которые касаются воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, рассказывать о том, что образовательная организация создает все необходимые условия и обладает необходимыми ресурсами для сопровождения таких детей, чтобы формировать принятие и доброжелательное отношение остальных родителей к воспитанникам с ОВЗ.
– встречи в студии семейной педагогики: «Мир глазами особого ребенка»;
– совместные мероприятия, досуги, в которых участвуют все дети и родители с целью получения совместного опыта участия в мероприятиях, социального общения, выполнения разнообразных ролей, поручений;
– показ спектаклей, концертов, соревнований, конкурсов, тематических мероприятий, в которых участвуют и дети, и родители;
– мастер-классы специалистов междисциплинарной команды и педагога дополнительного образования, включение родителей в проведение занятий (в том числе с творческой направленностью); – ролевые и деловые игры;
– совместные и семейные проекты различной направленности.
Педагоги могут рекомендовать родителям обучающие пособия, вебинары и консультации специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования: Консультации для родителей детей раннего возраста (ikp-rao.ru), Научно-методические разработки ИКП (ikp rao.ru).
Специальные условия сопровождения ребенка с ОВЗ обозначены в п.3 ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и включают следующие компоненты.
Специальные образовательные программы
При наличии статуса «обучающийся с ОВЗ» обучение по адаптированной образовательной программе является обязательным, ее вариант определяет ПМПК, а содержание коррекционно-развивающей работы в ней разрабатывает ППк образовательной организации.
Если ПМПК не рекомендует конкретный вариант программы, то ППк образовательной организации определяет содержание психолого педагогического сопровождения в рамках реализации образовательной программы.
Родители детей с ОВЗ должны дать согласие на диагностику ребенка, а также на работу с ребенком по АОП. Детский сад также должен ознакомить и согласовать с родителями сетку коррекционных занятий с ребенком в детском саду.
Адаптация среды и бытовых условий: архитектурных условий, специального оборудования для детей с ОВЗ, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Необходимо организовать доступную безбарьерную комфортную среду детского сада, групп, в том числе наличие специальных кабинетов для работы специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, комнаты-релаксации, зон ожидания детей родителями.
Кадровые условия
Воспитатели должны быть готовы работать с детьми с ОВЗ и инвалидами, знать их особенности и образовательные потребности, пройти повышение квалификации.
В детском саду должна быть междисциплинарная команда специалистов, которых рекомендует ПМПК, ППк в заключении по каждому ребенку с ОВЗ, в том числе ассистенты (помощники), оказывающие обучающимся необходимую техническую помощь, тьюторы (если они рекомендованы заключением ПМПК и/ или ППк).
Коррекционно-развивающую работу реализует команда специалистов: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, тьюторы, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.
Педагог может обратиться к педагогу-психологу в детском саду с запросом на изучение и выявление причин деструктивных отношений, диагностику межличностных отношений в группе, эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ, что поможет установить действительный статус ребенка в группе и организовать дальнейшую правильную коррекцию в направлении повышения статуса ребенка в тех видах деятельности, в которых он успешен.
Программы дополнительного образования для общего развития ребенка. Например, театральные, музыкальные, художественные кружки, спортивные секции.
Педагогу также важно проводить работу с детьми всей группы в формировании толерантного отношения к ребенку с ОВЗ через беседы, чтение художественной литературы по теме, участие с привлечением родителей в «акциях доброты» («добрые крышечки», «дети вместо цветов»), написание и изготовление коллективных работ и писем тем людям и детям, которые нуждаются в помощи и поддержке.
Проведение ряда мероприятий на сплочение детского коллектива посредством совместных игр, творческих мастерских, бесед-тренингов и т.д. с активным участием ребенка с ОВЗ является значимым компонентом позитивной адаптации детей.
Важна работа со всеми родителями группы: организация совместных детско-родительских акций и мероприятий с привлечением педагога психолога с целью влияния каждого родителя на отношение своего ребенка к ребенку с ОВЗ (не конкретному, а в общем), предупреждения возможных последствий непринятия и агрессии.
Педагог осуществляет оказание поддержки родителям ребенка с ОВЗ через беседу, информирование о достижениях их ребенка за день, о положительных моментах коммуникации с остальными детьми.
С родителями можно обсудить то, на что им стоит обратить внимание и пообщаться со своим ребенком, что скорректировать: неопрятный вид и прочие решаемые факторы, которые могут вызывать у других детей критику и агрессию.
Специалисты междисциплинарной команды должны разработать механизм обратной связи с родителями детей с ОВЗ, чтобы иметь возможность давать задания, упражнения, виды работ, которые родители должны выполнять с ребенком дома. Это могут быть определенные дни и часы для консультаций, специальные тетради, которые можно взять на выходные и провести по ним работу с ребенком, информационные чаты со специалистами и родителями детей с ОВЗ.