особенности здорового образа жизни
ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ, ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВРазбираемся в главном
Что такое здоровье?
По каким показателям оценивают здоровье?
Что влияет на здоровье детей?
Что такое группа здоровья?
Как группа здоровья влияет на оздоровительную работу
в детском саду?
Основные понятия
Здоровье – состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов
Критерии здоровья – показатели, по которым оценивают здоровье. Комплексная оценка состояния здоровья детей дается на основе на 4 базовых критериев:
– наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
– уровень функционального состояния основных систем организма;
– степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям (по частоте острых респираторных заболеваний в течение года); уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Физическое развитие – комплекс морфофункциональных свойств (например, длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук), характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма. Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья, роста и формирования детского организма.
Сопротивляемость организма (резистентность) – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов.
Функциональные нарушения (расстройства) – нарушения физиологических функций отдельных органов и целых функциональных систем (нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем).
Группа здоровья – термин, который используется для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков. Это обобщенная характеристика состояния здоровья, физического и психического развития, состояния иммунной системы ребенка по результатам профилактического осмотра при проведении комплексной оценки состояния здоровья для определения индивидуальной динамики состояния здоровья ребенка, определения его нуждаемости в контроле за состоянием здоровья, определения и сравнения состояния здоровья детей организованных коллективов.
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей
– родительские собрания: «Как сохранить здоровье ребенка?», «Адаптация к ДОО и здоровье ребенка», «Пути формирования у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни»;
– дискуссия на тему «Какого ребенка можно считать здоровым?»;
– электронные книги для родителей: «В детский сад пойду без слез!»;
– выставка совместных рисунков: «Мы спортивная семья»;
– консультация: «Двигательная активность – сохранение здоровья»;
– совместная спортивно-интеллектуальная игра: «Форт Боярд»;
– проект: «Давайте познакомимся»;
– видеоролики «Здоровая семья»;
– тематические маршруты здоровья в соответствии с сезоном;
– буклет;
– памятки.
Разбираемся в главном
Физическое воспитание, которому в детском саду уделяется особое внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, воспитание психофизических качеств (быстроты, выносливости, ловкости и др.), приобщение к здоровому образу жизни, следование режиму дня.
Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей.
Четкое чередование различных видов деятельности и их правильная, длительность в соответствии с функциональными возможностями нервной системы ребенка приводят к формированию динамического стереотипа.
Динамический стереотип – это система условных связей, сложившихся в головном мозге в результате многократного повторения одних и тех же действий в одной и той же последовательности.
При формировании режима необходимо руководствоваться следующими принципами:
– длительность бодрствования должна соответствовать пределу работоспособности нервной системы ребенка;
– суточная длительность сна и правильное распределение отрезков сна в течение суток должны обеспечить своевременный и полноценный отдых нервной системе;
– необходима правильная последовательность основных видов деятельности;
– необходим правильный ритм питания;
– обеспечение правильной смены разных видов деятельности, учитывая выносливость нервной системы, не допуская переутомления от однообразных длительных действий.
Существенным моментом является максимальное приближения режима жизни ребенка в семье к режиму детского сада.
Важнейшую роль играют прогулки. Они проводятся в определенное время, их общая продолжительность составляет 4-5 часов.
Решение задач физического воспитания невозможно без организации разнообразных форм двигательной деятельности детей: физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений, туристских прогулок, физкультурных досугов и праздников и т.д.