Педагогическая помощь в создании образовательной среды семьи
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕМЬИКак организовать пространство в детской комнате?
Основные понятия
Среда – все, что окружает человека (природа, рукотворный мир, социум, технологии).
Образовательная среда – условия, которые обеспечивают обучение, воспитание и развитие ребенка.
Компоненты образовательной среды – предметы и их расположение (мебель, игрушки, пособия), люди, которые создают среду и общаются с детьми.
Развивающая среда – система материальных объектов, которые своими функциями способствуют физическому и духовному развитию ребенка.
Социализация – процесс вхождения ребенка в социальную среду через овладение имеющимися социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и компетенциями.
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей
– родительские собрания: «Как создать образовательную среду дома?», «Развивающие игры и игрушки в семье» Валикова Е.В. конспект анкета и памятка, «Среда глазами ребенка», «Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольника в семье», «Как помочь ребенку проявить интерес к занятиям в ДОО»;
– устный педагогический журнал: «Конструктор домашней среды», «Ребенок в мегаполисе»;
– деловая игра: «Природа или технологии?»;
– консультация с элементами практикума: «Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребенка»;
– семинар-практикум: «Семейная образовательная среда как источник разнообразного культурного опыта ребенка-дошкольника»;
игровые практикумы: «Интерактивная комната для малыша», «Моделируем образовательную среду сами»;
– образовательный маршрут: «Как рождается книга»;
– вечер вопросов и ответов: «Организация семейной образовательной среды»;
– педагогический брифинг: «Семейная образовательная среда нужна?»;
– досуг: «Семейная среда»;
– буклеты, подкасты, памятки: «Влияние образовательной среды на развитие детей», «Дидактические игры своими руками» Валикова Е.В., «Музеи, выставки, театры и концерты как часть образовательной среды».
Обучение, воспитание и развитие личности происходит не только под воздействием направленных усилий взрослого и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей личности, но и определяются условиями образовательной среды, тем, как субъекты образования (дети, родители, педагоги) используют ресурсы, содержащиеся в среде.
Образовательная среда для детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов может рассматриваться как комплекс условий, прямо или косвенно влияющий на все стороны развития детей, состояние их физического и психического здоровья, успешность их последующего обучения. Образовательная среда не заложена заранее, она создается в совместной деятельности взрослых и ребенка.
Образовательная среда семьи часто включает в себя такие элементы, на которые родители не обращают внимания, например, интерьер, убранство комнаты, упорядоченность и т.д., но эти элементы оказывают большое влияние на обучение, воспитание и развитие ребенка. Важно помочь родителям проектировать образовательную среду семьи, отбирать важные и нужные ее компоненты, располагать и применять эти компоненты.
Очень важным также является понимание родителями специфики дошкольного периода как периода, в котором закладываются основы для дальнейшего развития, а также периода наибольшей восприимчивости детей к воздействию взрослых.
Образовательная среда включает в себя несколько компонентов.
Предметная действительность
Представляет собой все предметы, которые окружают ребенка в семье, их композицию, гибкость расположения в пространстве, индивидуализированность, возможности для трансформации пространства. Наполняя предметный компонент, родители часто ориентируются не столько на индивидуальность ребенка, сколько на модные веяния, броскую рекламу, свои нереализованные детские желания.
Важно, помогая родителям в наполнении предметного компонента образовательной среды, ориентировать их на психолого-педагогическую ценность тех или иных пособий и игрушек, на интересы и индивидуальные особенности развития ребенка, на ту деятельность, которая будет осуществляться ребенком, на возможности собственного взаимодействия с ребенком в среде. В семье желательно создать условия для игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, творческой активности, чтобы ребенок имел возможности для самовыражения.
Социальное взаимодействие
Это специфика общения родителей с ребенком, взаимопонимание в семье, уровень доверия родителей ребенку, система правил и запретов в семье, стили взаимодействия, уровень удовлетворенности межличностными взаимоотношениями, уважение друг к другу, преобладающее позитивное настроение всех членов семьи.
Очень важно, чтобы родители видели ребенка, ориентировались на его возможности, интересы, способности, находили время для включенного общения и игр с ребенком. Ежедневно нужно находить время для того, чтобы обсудить с детьми волнующие их вопросы, вместе совершить прогулку, позаниматься спортом, поиграть в сюжетные или обучающие (дидактические) игры. Современная индустрия предлагает много различных настольно-печатных игр для всей семьи. Такие игры способствую организации полезного и интересного досуга для каждого члена семьи.
Содержание и технологии образования
Цели и задачи, которые родители ставят по образованию ребенка, учет родителями психологических, физиологических и возрастных особенностей развития детей, выбираемые ими методы и приемы воспитания.
Сегодня существует множество возможностей для расширения образовательной среды. Родители с детьми дошкольного возраста могут посещать мероприятия, которые организую районные библиотеки, музеи, парки. Активно развивается идея детского туризма. Время, проведенное родителями за общением и общими делами, становится значимым вкладом в счастливое будущее ребенка.